среда, 27 сентября 2017 г.

higher education abroad / part three


в прошлый раз я говорила о том, как искала программы и стипендии, а также поделилась множеством полезных ссылок, а сегодня хочу рассказать о том, какие документы я готовила для поступления в швецию и как. важно понимать, что начинать этот процесс стоит заранее. если подавать документы нужно в декабре-январе, это не значит, что до этого можно вообще ничего не делать. чем раньше начнешь, тем лучше. действительно важно распланировать, что и когда ты будешь делать!
вот список документов, которые мне нужно было подать при поступлении в шведские университеты

- сертификат по английскому языку;
- два рекомендательных письма от преподавателей из университета;
- мотивационное письмо;
- выписка из университета с кредитами и баллами;
- скан оригинала диплома (если есть! в первый раз у меня его еще не было, например, так что я прикрепляла только выписку);
- скан заграничного паспорта.

я расположила пункты этого списка, опираясь на то, на что уйдет больше всего времени, но если, например, у тебя нет заграничного паспорта, то он автоматически перемещается на первое место. номер и серия твоего паспорта, а также то, как там записаны твои имя и фамилия - это очень-очень важно. не стоит делать себе новый паспорт после сдачи языкового экзамена или тем более подачи документов в университет. этот момент необходимо продумать заранее. а еще, я хочу подчеркнуть, что нельзя использовать этот мой пост как источник всей информации о поступлении. важно заходить на сайт для подачи документов и на сайты университетов, чтобы иметь доступ к постоянно обновляющимся данным. это очень важно!


сертификат по английскому языку

первым делом почитай о требованиях к языковому экзамену по ссылке и реши какой из перечисленных экзаменов будешь сдавать ты. я сдавала ielts. обязательно проверь требования к уровню у каждой программы отдельно, так как они могут отличаться! например, в большинстве случаев во франции для магистратуры достаточно уровня b2, а для журналистики или медиа нужен с1, что вполне понятно, но многие об этом не знают, решив, что "для магистратуры всегда достаточно b2". находи даты проведения языкового экзамена в твоем или в ближайшем к тебе городе и записывайся! а после ищи курсы или преподавателя для того, чтобы подготовиться к экзамену. я считаю, правильнее сначала уделить внимание английскому как таковому, а уже потом попрактиковаться на типичных для выбранного тобою экзамена заданиях. можно, например, в сентябре, записаться на экзамен в декабре и три месяца готовиться.

я впервые сдала ielts сразу же после школы просто для того, чтобы узнать свой настоящий уровень английского и получить какое-то подтверждение. в итоге мой общий результат был восемь. тогда я не готовилась к экзамену специально и даже не знала, как он выглядит по структуре, что мне мешало во время самого экзамена, так как пришлось потратить время на то, чтобы сориентироваться и понять, как что заполнять. я шесть лет подряд интенсивно изучала английский язык в школе и на дополнительных занятиях с учительницей один на один. кроме того, мне повезло довольно много раз побывать в великобритании с целью изучения и практики языка. НО для всех тех, кому захочется объяснить мой сильный английский именно последним фактором, скажу - да, мои поездки предоставили мне возможность слышать носителей языка вживую и общаться с ними, но основной массив своих знаний я получила на дополнительных занятиях и во время выполнения домашних заданий. попрактиковаться в англоязычной стране ты еще обязательно успеешь, но для начала необходимо потрудиться дома.


сертификат ielts действителен всего два года, так что на последнем курсе университета я сдавала его еще раз. тогда я переживала гораздо сильнее из-за того, что именно изучать английский я перестала за несколько лет до этого, хоть и использовала его активно в обычной жизни и на работе, что меня, безусловно, спасло. я регулярно читала статьи и книги на английском, смотрела сериалы и фильмы без перевода + общалась с друзьями и иностранными коллегами. я сделала несколько попыток подготовиться по специальной книге, но открыла ее всего пару раз. повторять мой подход к подготовке не советую :)! 

из моего первого поста про швецию ты знаешь, что с поступлением у меня все сложилось только с третьего раза, так что в итоге и ielts мне пришлось сдавать трижды. ха-ха-ха! в последний раз с подготовкой все получилось примерно также, но я снова сдала экзамен на восемь. при этом любопытно то, что мои знания не стояли на месте, что видно по моим результатам, так как баллы по разным видам тестирования всегда отличались. в первый раз я получила восемь с половиной баллов за speaking и восемь за listening, но семь с половиной за writing и семь за reading, а в последний - за listening, reading и speaking у меня вышло по восемь с половиной баллов, в то время как за writing - шесть с половиной. я называю эти цифры не для того, чтобы напугать тебя! я просто делюсь своими результатами. для магистратуры по журналистике или медиа в швеции обычно достаточно общего результата семь и не ниже шести по каждой из частей тестирования.

об изучении английского я еще писала здесь.


два рекомендательных письма от преподавателей из университета

несмотря на то, что для шведских университетов нужно два рекомендательных письма, у меня и их было три. почему? потому что для какой-то из программ, которую я рассматривала, не в швеции, было необходимо письмо от заведующего кафедры. он же был моим научным руководителем во время написания диплома, так что у него было понимание того, что я из себя представляла как студентка и какой у меня был дипломный проект. в двух из трех случаев я сама писала рекомендательные письма, переводила их для преподавателей, а они их утверждали и заверяли своими подписями.

на что стоит обратить внимание во время написания рекомендательных писем?

- на твой конкретный случай. например, в университете у меня были средние были (каждый семестр у меня всегда была одна тройка, большинство четверок и несколько пятерок). в целом, получался совершенно нормальный результат, но как в рекомендательных письмах, так и в мотивационном я подчеркивала то, что с начала учебы я стажировалась, а потом работала. соответственно, получала дополнительные знания и навыки на месте. продумай как подчеркнуть свои сильные стороны;
- на программу в целом. для каждой из программ, на которую я подавалась, у меня были письма с небольшими различиями. очень советую поступать именно так! внимание к деталям играет очень большую роль, как по мне. и даже если ты решишь не делать этого, хотя бы прописывай каждый раз название программы и университета, чтобы письма не выглядели уж слишком общими;
- на требования в описании программы. там всегда идет речь о том, что студент уже должен уметь, и что от него ожидают. эта информация может быть очень и очень полезной, так как поможет подстроить письмо под определенную программу;
- на то, что именно ты изучал(а) и делал(а) с преподавателем, чья подпись будет стоят на письме. например, с одним из моих преподавателей у нас было много практических заданий, так что я делала акцент на этом, а с другим наоборот - было много истории и теории, что тоже важно, ведь это сильная база. а в письме от заведующего моей кафедры я уделила внимание своему дипломному проекту и работе над ним, ведь именно этот преподаватель знал об этом больше других;
- на баланс. безусловно, рекомендательное письмо должно быть хорошим, но нельзя наполнять его исключительно похвалами. мне кажется, это нереалистично и может быть подозрительно. упомянуть какие-то свои слабые навыки, над которыми ты работаешь - отличная идея. я писала о том, что мне непривычно и сложно работать в команде, но при этом за время учебы мне удалось сделать несколько успешных командных проектов. я уверена в том, что что-то подобное может в итоге стать большим преимуществом и повысить твои шансы;


мотивационное письмо

на написание мотивационного письма я потратила много времени и нервов. все знают о том, что это непростой процесс, но это значит, что нужно просто поскорее за него взяться, чтобы можно было об этом забыть. начни с поиска разнообразных мотивационных писем в интернете и внимательно их прочти. гугли "motivational letters for master`s" или что-то подобное. можешь сохранять понравившиеся тебе формулировки, фразы и слова, чтобы потом инкорпорировать их в твой текст, но ни в коем случае не копируй целые предложения и вообще следи за тем, чтобы твое письмо было действительно твоим.

на что стоит обратить внимание во время написания мотивационного письма?

при написании мотивационного письма актуальными остаются советы, касающиеся написания рекомендательных писем, но еще:

- делай акцент не только на твоих академических и профессиональных успехах, но и на личных интересах. важно, чтобы письмо не было сухим и скучным. познакомь людей, которые буду читать это письмо, с собой. поделись тем, что тебе интересно и важно и объясни, как это связано с твоей будущей учебой. например, я подчеркивала то, какую большую роль для меня имеют такие вопросы как борьба с дискриминацеий, права женщин, а также развитие и образование детей и молодежи;
- проанализируй свои сильные и слабые стороны, а потом подай и те, и другие в выгодном для тебе свете. тут актуален подход, упомянутый мною в советах касательно написаниях рекомендательных писем - не бойся говорить о том, что у тебя получается хуже, рассказывай о том, как ты над этим работаешь и планируешь работать в будущем;
- расскажи о том, почему тебя заинтересовал именно этот университет и именно эта программа. в своих письмах я писала об общем интересе в скандинавии и конкретно швеции, а также аргументировала мою заинтересованность в программах, на которые поступала. я связывала свое прошлое с целями на будущее и объясняла, как именно эта программа сможет мне помочь в их достижении.


обязательно читай и перечитывай все требования, чтобы ничего не упустить, а потом следуй им. если мотивационное письмо должно быть на одной странице, не стоит думать, что ты будешь лучше других, если напишешь больше. уважай правила! вот, что действительно важно, когда речь заходит о процессе, вроде поступления в университет, да еще и в другой стране. помни о дедлайнах и ни в коем случае не рассчитывай на то, что "можно будет немного задержаться, если что". это совершенно не так! нельзя и не нужно! делай все так, как нужно и вовремя.

и последнее - удели внимание тому, как именно нужно заверять определенные документы. это безумно важно! и ни в коем случай не прикрепляй сканы копий при подаче документов, прикрепляй сканы оригиналов! удачи <3 я надеюсь на то, что этот пост будет кому-то полезен. и обязательно задавай вопросы, если они у тебя есть!

6 комментариев:

  1. Спасибо большое за пост!
    Ты упомянула о том,что одно из рекомендательных писем писал сам преподаватель,скажи,пожалуйста, он сразу писал его на английском или ты потом его переводила?

    ОтветитьУдалить
  2. Настя, у меня вопрос тоже про рекомендательное письмо. Я не нашла четкого упоминания касательно того, от кого они должны быть. Думала попросить своего начальника составить одно. Ты не встречала каких-либо ограничений по этому поводу? Нет ли особого требования касательно того, что они должны быть только от преподавателей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. привет) а где именно ты не нашла? где ты искала? обычно все прописывается, а еще есть контакты университетов, так что можно им писать и спрашивать. я советую во всех ситуациях поступать именно таким образом, потому что только так можно получить достоверную на 100% информацию, которая актуальна в твоей конкретной ситуации)

      Удалить
  3. Привет, я сейчас тоже готовлюсь к подаче документов в Стокгольмский университет и хотела спросить достаточно ли подавать просто перевод документов заверенный нотариусом или нужен определенный апостиль?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, привет)

      на диплом и дополнение к диплому нужно ставить апостиль! остальные документы достаточно заверять у нотариуса) но подобные моменты лучше все-таки смотреть на сайте университета и сайте для подачи документов, так как именно там на 100% достоверная информация + последние изменения.

      удачи тебе с поступлением :)

      Удалить